Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

книга

"Ты узнаешь меня по тайному знаку, я узнаю тебя по перстню на пальце"

Весь день не дают покоя эти цветаевские строки:

Доктора узнают нас в морге
По не в меру большим сердцам.

Почему-то раньше стихотворение не попадалось, но до чего же верно. Если уж жить, то только так, не вполсердца. А ведь найдутся и те, кто и полсердца не сможет предъявить.

Collapse )

книга

КомпромеНтировать - можно!

 

В дружественном сообществе http://pishu-pravilno.livejournal.com/4356296.html дали ссылку на сайт с чудо-словарём, в котором есть слово "компромеНтировать" (кто сомневается - может ввести словоформу собственноручно), а словари Ожегова (со Шведовой и без), Ушакова, Даля и других товарищей, надо полагать, сброшены с парохода современности.

Но это не самое любопытное.

В разделе http://www.e-slovar.ru/about/ собраны потрясающие достижения человеческой мысли: 

Никакой мистики в происхождении русского языка нет. Он дан нам Богом. Жизненная сила русского языка сохраняется от первобытия человечества.

Кого, действительно,  волнует, что и русского языка когда-то не было, а были всякие там праславянские общности, говорят вам, что от первобытия человечества – значит от первобытия. А уж сообщение о том, что в происхождении русского языка нет и грамма мистики, прямо сбросило пелену с замыленных глаз мировой лингвистической общественности, и все прямо-таки стали ежесекундно прозревать.

На индивидуальном уровне язык может быть представлен в виде нейросистемы мышления, выражаемой вне мозга речевым аппаратом — звуками и словами. 

И опять же, если кто не знал, звуки и слова – это и есть тот самый пресловутый речевой аппарат, о котором так долго твердили всякие там Фердинанды де Соссюры, и расположён этот самый речевой аппарат не где-нибудь, а вне мозга человека, а мы-то думали…

Как установлено И.Павловым, 5 клеток головного мозга — это центр жажды, в структуре связей которого «укоренилась» буква Ж.

Ну тут вообще всё понятно: в мозгу человека только 5 клеток и есть, и все они сконцентрированы на букве «Ж», на чём же ещё, только и думая о жо…, пардон, о жажде.

Словари наиболее эффективно позволяют изучать мозг.

Да, господа медики могут отдохнуть и оставить свои попытки изучения головного мозга, ведь «голова – предмет тёмный, и исследованию не подлежит», за них это эффективно сделают словари.

Впервые применённый здесь алфавитно-сводный принцип позволяет свести различные слова к общему для них предмету в единой статье, а также легко найти искомое слово по алфавиту.

А в других словарях алфавитным принципом и не пахло, и бедные люди годами пытаются в них что-то отыскать, используя по преимуществу в качестве подставки. Да и "Сводного словаря современной русской лексики" тоже никогда не было…

Там и ещё перлы есть. :)

грусть

Сон с Романом Виктюком

Зал, напоминающий арены древних греко-римских театров. Сцена внтури, опоясанная зрительным залом. Он больше даже похож на зиккурат, но не такой огромный, как Вавилонская башня, а яруса в два-три. Количество людей на сцене - невозможно большое, такое, что невидно противоположный конец зала. Само действие больше всего похоже на что-то эсхатологически-монументальное, что-то вроде Страшного суда, причём с включением разных жанровых элементов. В результате происходящее на сцене как бы разделено на сегменты: здесь и артистики кабаре, фактически голые, с огромными головными уборами из чёрных перьев, и какие-то служащие в строгих деловых костюмах советского образца, и группа людей в серых грязных рубахах не то странствующих поломников, не то сумасшедших...И всё это движется,  вертится, непрерывно, будто сцену кто-то крутит невидимой рукой, как колесо обозрения, и звучит, звучит, звучит...  Минимум освещения. Всё на грани сумерек, на полутонах, на игре света и тени.
И режиссёр всего этого действа - Роман Виктюк. В леопардовом пиджаке и, как ни странно, без своих фирменных очков. С энергией бешеного цунами он носится по залу, по кругу огибая сцену, то присаживаясь в кресло и задумчиво глядя на происходящее, то застывая в проходе или где-то между рядами, запустив руку в волосы и напряжённо о чём-то думая, при этом он непрестанно  жестикулирует, больше всего напоминая дирижёра с палочкой, так, будто спектакль целиком и полностью осуществялется внутри него самого, а не на сцене.

теневая

«На серебряной планете» (Na srebrnym globie), Анджей Жулавский

 



Об этом фильме сказать можно только одно: если у вас хватит терпения его досмотреть, то что-то для себя в нём вы обязательно поймёте.
Кое-какие мысли пунктиром: 
- герои осваивают Луну, но мне представилось, как же "весело" было когда-то Адаму и Еве, вброшенным в этот мир, чужой и чуждый им, жестокий, непонятный, неуютный;  экзистенциальное мироощущение выдумали не Сартр с Камю, он заложено в нас, как ДНК, как внутричеловеческий архетип, созданные лишь на шестой день, люди оказались чужими на Земле, но другого мира у нас нет;
- идея об утрате рая не как какого-то определённого места, топографически очерченного, а как "образа и подобия" внутри нас, отсюда осознание логики истории не как прогресса, совершенствования, а как одичания; близко к мифу о "золотом веке"; каждое новое поколение, рождающееся на Луне, всё меньше знает о том, кто они и зачем пришли; новые люди не помнят своей родины, не помнят Земли, они заново проходят все этапы развития цивилизации; эффект амнезии;
- ощущение повторяемости, вечного повтора, словно история человечества - это фильм, который, досмотрев до конца, перематывают к началу, чтоб смотреть ещё и ещё, заведённый механизм; всё одно и то же: вновь и вновь приходят герои, мучающиеся вопросами бытия, поисками смысла, цели, но толпа каждый раз их убивает; а масса спокойно продолжает размножаться; 
- слабость, беспомощность, бессилие, глупость человека, реализующиеся в почти бредовых монологах и диалогах, не могущего понять замысел, который больше него, не могущего помнить историю, которая больше него, отсюда принципиальная невозможность познать истину;
- и в этой невозможности познать истину, идея которой приговором проходит через весь фильм, немалую долю занимает эгоцентризм человека с антропоморфизмом впридачу; каждый новый культурный герой будто бы начинает с нуля,  будто бы не было до него никого, пытаясь осознать свою миссию, но не миссию человечества, отсюда и здесь этот же вечный повтор, это же "оно падёт опять, как он умрёт, наследника нам не оставит он"; "я" человека настолько велико, что заслоняет собой всё и вся, мешая понять даже то, что по силам разуму человеческому, и опыт предшествующих людей, культур, цивилизаций ничему не учит, так как человек к нему не обращается, зацикливаясь на себе, история не даёт уроков;
- зло не как константа мира, у Жулавского зло - внутри человека; зол не мир, в который попадают люди, зло - в людях, и они приносят его с собой в любой мир, в котором окажутся, будь то Земля, будь то Луна, будь то что-то другое; в фильме вопрос о том, чего же больше в человеке - добра или зла, решается не в пользу добра;
- масса размножается, но не способна управлять, герои способны управлять, но они обречены на вечную гибель; кто же выигрывает в борьбе между жизнью и смертью? актёры; и в фильме актёрство - это, конечно, не профессия актёра, это метафора лжи и притворства; наиболее комфортно живётся лжецам и притворщикам, они не имеют собстенной жизни, но мастерски игарют чужие ("я тебя сыграю"), у них нет своего лица, вместо это грим,  маски,  отсюда и неуязвимость, такого актёра нельзя оскорбить, унизить, ударить, убить, так как каждый такой выпад будет не по этому человеку, а по тому, кого он изображает в своей игре; вот именно такие люди воруют чужие жизни,  и протягивая руку, чтоб поймать вора, в руке окажется только маска, которую он сбрсывает каждый раз, как ящерица хвост, чтоб потом укрыться за новой; актёрство как конформизм и приспособленчество через утрату себя, своего облика.
Большой минус фильма - излишняя растянутость. В нём практически нет фабулы, действия, динамики. Но такая его организация соответствует содержанию, создавая ощущение коловорота идей и вечных вопросов.